Научная статья на тему 'Соотечественники России как фактор развития ностальгического туризма в Россию'

Соотечественники России как фактор развития ностальгического туризма в Россию Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1018
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОСТАЛЬГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / СООТЕЧЕСТВЕННИКИ / NOSTALGIC TOURISM / DIASPORA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бутузов А. Г.

В статье предпринята попытка изучения одного из весьма перспективных подвидов этнокультурного туризма ностальгического туризма. Рассмотрены следующие аспекты ностальгического туризма: различные подходы к дефиниции ностальгического туризма, факторы развития ностальгического туризма, опыт ностальгического туризма в некоторых зарубежных странах, специфика развития ностальгического туризма в России, перспективы развития отечественного ностальгического туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nostalgic Tourism in Russia: Russian Diaspora

The author describes a subfield of ethno-cultural tourism nostalgic tourism, its definitions, parameters, international practice, and prospects in Russia.

Текст научной работы на тему «Соотечественники России как фактор развития ностальгического туризма в Россию»

УДК 383.483.12

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ РОССИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НОСТАЛЬГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РОССИЮ

Бутузов А.Г., доцент кафедры «Технология и организация туристической деятельности», кандидат географических наук, sarmatant@inbox.ru ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

The author describes a subfield of ethno-cultural tourism — nostalgic tourism, its definitions, parameters, international practice, and prospects in Russia.

Keywords: Nostalgic Tourism, Diaspora.

В статье предпринята попытка изучения одного из весьма перспективных подвидов этнокультурного туризма - ностальгического туризма. Рассмотрены следующие аспекты ностальгического туризма: различные подходы к дефиниции ностальгического туризма, факторы развития ностальгического туризма, опыт ностальгического туризма в некоторых зарубежных странах, специфика развития ностальгического туризма в России, перспективы развития отечественного ностальгического туризма.

Ключевые слова: ностальгический туризм, соотечественники

По оценкам экспертов, едва ли не каждая десятая туристская поездка в мире обусловлена, в первую очередь, ностальгическими мотивами. Это сопоставимо с масштабами паломнического и спортивного туризма. В специальной туристской литературе признается растущий вклад ностальгических путешествий в формирование потоков международного туризма.

Сложность количественной оценки этого феномена в какой-то мере объясняется отсутствием во многих странах соответствующей статистики и выраженной ориентацией указанной категории путешественников на посещение известных центров экскурсионнопознавательного и лечебно-оздоровительного (в особенности - пляжного) туризма. На практике зачастую довольно сложно выделить ностальгический туризм в качестве самостоятельного вида туризма, поскольку круг интересов значительной части путешественников не ограничивается исключительно исследуемым видом туризма. У многих туристов тяга к истокам причудливо сочетается с познавательными, рекреационными, деловыми или религиозными мотивами. Так, среди французских туристов, отдыхающих в приморской полосе Туниса, немало потомков французских репатриантов. Туристы из Японии, в т.ч. прельстившиеся беспошлинным статусом Сайпана любители шопинга и любители красочной ночной жизни, прибыв на Марианские острова, в большинстве случаев считают своим долгом посетить т.н. Обрыв самоубийц -

место, получившее печальную известность в годы второй мировой войны из-за массовой гибели японских солдат. Многочисленные туристы из Германии, прибывающие в Чешскую Богемию, Румынскую Трансильванию, или Польскую Силезию, как правило, проявляют большой интерес к немецкому прошлому этих регионов. Подобного рода примеров можно привести множество.

К настоящему времени среди теоретиков и практиков туризма нет единства во мнении относительно определения понятия «ностальгический туризм». Часть специалистов сферы путешествий подразумевают под ностальгическим туризмом путешествия в места непосредственного проживания в прошлом самих участников или их предков, включая встречи с родственниками. Другие склонны толковать ностальгический туризм более широко: как путешествия с целью посещения территорий исторического проживания представителей «своих» народов.

Согласно принятому в международной классификации определению, ностальгический туризм (nostaligie tour) рассматривается как понятие, синонимичное этническому туризму. При этом не ясно, как в рамках этой дефиниции можно характеризовать туристскую активность, связанную с посещением родных мест туристами. Этимологическое несоответствие обнаруживается при попытке использовать указанную дефиницию для обозначения туристских потоков, направленных в пределы одного и того этнического ареала.

В действительности, этнический туризм подразумевает не только приобщение к собственным истокам, своим этническим корням, но и познание культуры других этнических групп, в т.ч. посредством личных контактов с жителями посещаемых территорий. Чаще сами профессиональные организаторы туризма предпочитают объединять под этим понятием путешествия в места, связанные с жизнью самих участников, либо их предков. Следуя этой логике, поездки россиян на весьма популярные еще с советского периода курорты Сочи или Юрмалы, мотивированные желанием вспомнить «славные» времена беспечной юности или бурной молодости, можно классифицировать как такого рода путешествия.

Однако имеется ли принципиальная разница между восприятием путешественником мест, связанных с их собственным проживанием, или проживанием их предков и территорий, запомнившихся в качестве объектов посещения, хотя бы и регулярного? Трудно однозначно оценить степень эмоционального подъема у представителей этих различных групп туристов. Принято считать, что именно посещение туристских дестинаций и отдельных объектов, ассоциируемых с этническими традициями, гораздо чаще вызывает у людей глубокие эмоциональные переживания. Примером тому служит распространенная

среди молодых этнических армян, живущих в Западной Европе, установки на желательность хотя бы одного визита в Республику Армения.

Довольно условным критерием деления ностальгического туризма на разновидности может выступать характер - вынужденный или добровольный - переселений. С одной стороны, стрессовый характер переселенческих движений порождает у этой категории мигрантов ряд серьезных психологических проблем, связанных с адаптацией в местах нового жительства. В результате у переселенцев нередко возникает и со временем крепнет, а у последующих поколений открыто культивируется чувство глубокой привязанности к утраченной исторической родине. Отмечается выраженная идеализация соответствующих территорий и целых стран. Так, в США отмечены факты отождествления потомками таджиков и узбеков, выехавших с территории Российской империи до первой мировой войны, исторической родины со всей территорией бывшего СССР.

Так или иначе, но отличительной чертой ностальгического туризма во всем мире можно признать его отчетливую ориентацию в районы непосредственного проживания мигрантов (и их потомков). Специфика ностальгического туризма проявляется также в характерных всплесках интереса к подобным турам. Кратковременный всплеск туристских прибытий с указанными целями неизменно сменяется продолжительным трендом быстрого и неуклонного сокращения туристского потока. Во многом это объясняется демографическими факторами, а именно - старением и перспективой ухода из жизни самих мигрантов. Это усиливает стремление к посещению мест прежнего проживания не только у самих мигрантов, но и у их потомков первого, в меньшей степени второго поколений. С каждым новым поколением интерес к посещению родных проживания предков ослабевает, почти нисходя к минимуму у четвертого поколения переселенцев. Во многом именно описанными демографическими причинами обусловлено затухание интереса и заметное сокращение потока таких путешественников. Но, помимо того, участники ностальгических туров, совершив долгожданную поездку на родину или в места, где прошла памятная часть жизни, чаще всего, воздерживаются от многократного их повторения. СМИ с завидным постоянством отмечают факты регулярных визитов в «родные места» бывших эмигрантов. Но, скорее всего, эти случаи носят ограниченный, если не единичный характер.

Поначалу, если речь идет об иммигрантах или их потомках в первом поколении, потенциальные туристы проявляют слабый интерес к приобретению услуг размещения, дополнительных услуг питания и экскурсий. Это связано с сохранением непосредственных родственных и дружеских связей. Но в дальнейшем, по мере

«укоренения» тех или иных этнических и национальных общин в странах проживания, представители диаспор могут формировать повышенный спрос на перечисленные услуги со стороны туроператоров и их контрагентов в туристских дестинациях. Не следует забывать и о финансовой стороне вопроса, ведь, как правило, с каждой последующей генерацией происходит заметное повышение доходов большей части иммигрантов. В частности, закономерные в условиях иноэтничного окружения процессы аккультурации и снижения доли анклавной занятости у азиатских выходцев в США немало способствовали упрочению в их среде позиций «среднего» класса.

Существенное, а нередко определяющее влияние на ход и масштабы ностальгического туризма в те или иные страны (регионы) оказывают политические факторы. Так, заметные всплески подобного рода путешествий в Россию из Финляндии, Японии, Германии в начале 90-х годов ХХ века были обусловлены обстановкой «разрядки» в отношениях между бывшим СССР, а затем Россией со многими зарубежными странами.

Для развития ностальгического туризма в Российской Федерации особую практическую значимость представляет зарубежный опыт. Классическим примером тому может служить Израиль. Самое разнообразное по формам и содержанию взаимодействие с еврейскими общинами, проживающих в других странах, традиционно рассматривается в Израиле не только как один из главных направлений внешней политики, но и важнейший фактор стабильного существования еврейского государства.

Наряду с Израилем, активную политику поддержания контактов с этническими диаспорами проводят также целый ряд других государств, в частности, Германия, Греция, Кипр, Финляндия, Венгрия. Полагаем, особую ценность для отечественных профессиональных организаторов от туризма может иметь многолетний опыт сотрудничества КНР с хуацяо - зарубежными китайскими общинами. Так, именно бывшие соотечественники и их потомки инвестировали до 80% всех финансовых средств, вложенных за последние десятилетия в экономику самых населенных и развитых провинциях юга Китая. Во многом благодаря щедрым пожертвованиям представителей китайской диаспоры в сельских районах их «малой» родины построены объекты социальной инфраструктуры.

Одна из причин утвердившейся в России практики сводить ностальгический туризм, прежде всего к путешествиям в места непосредственного проживания (и пребывания) потенциальных туристов коренится в характере миграционных процессов на постсоветском пространстве. Массовые переселенческие движения с конца 80-х — начала 90-х годов ХХ века, носившие на первых порах ярко выраженный стрессовый характер (репатриация, нередко в виде бегства, представителей этнических меньшинств на

историческую родину), а затем все более приобретавшие преимущественно экономический характер, привели к формированию многомиллионной когорты потенциальных ностальгических туристов. Сказались и демографические изменения в составе волн эмиграции с территории бывшей Российской империи.

В принятой к воплощению доктрине строительства качественно новых взаимоотношений с Российским Зарубежьем под соотечественниками понимается широкая категория лиц, генетически и культурно (посредством языка или идентификации) связанных с Россией. История ностальгических путешествий в Россию насчитывает не одно десятилетие. Было бы крайним преувеличением отрицать многочисленные факты посещения в советский период территории нынешней России зарубежными путешественниками с ностальгическими мотивами. Можно с уверенностью утверждать, что в составе почти каждой более или менее значительной группы иностранцев, прибывавших с визитом в нашу страну, находилось некоторое число лиц российского происхождения. С 60-х годов ХХ века, когда во взаимоотношениях бывшего СССР с ведущими капиталистическими государствами мира появились признаки некоторого «потепления», именно эта категория иностранных граждан стремилась одной из первых на Западе реализовать свое право на посещение родины (или исторической родины). Но, исходя из политических соображений, советское руководство не способствовало удовлетворению естественного желания иностранцев с российской родословной насытить стандартные экскурсионные туры элементами ностальгического туризма. Во многом реализация подобного рода путешествий сдерживалась действовавшим в ту пору режимом ограничения доступа на посещение иностранцами «закрытых» территорий как в приграничной зоне, так и вокруг важнейших промышленных узлов.

Почти ежегодно в течение последних десятилетий существования СССР в нашу страну на постоянное местожительство прибывало от нескольких десятков до нескольких сотен иностранцев российского происхождения. По всей видимости, принятию такого решения предшествовало, по меньшей мере, однократное посещение территории бывшей СССР. Высшее руководство Советского Союза в 60—80-е годы ХХ столетия существенно смягчило ранее весьма жесткую позицию по вопросу послереволюционной и послевоенной волн эмиграции. Косвенным подтверждением тому служат отдельные факты оказания эмигрантами различных волн и их потомками финансовой помощи на поддержание и реконструкцию различных объектов (бывших усадеб, домовладений, прудов, парков), в частности, в Москве. Тем не менее, к этим лицам и их потомкам тогда не применялось типичного для современной России термина соотечественники.

Важный фактор развития ностальгического туризма в районы проживания предков -историческая память о местах их непосредственного исхода. Так, несмотря на длительность проживания в условиях явного численного превосходства иноэтничного окружения, серьезные проблемы этнического воспроизводства, в среде потомков казаков в латиноамериканских странах по-прежнему, как и много десятилетий тому назад, сохраняется деление на кубанских, донских, терских и уральских казаков. Показательно, что эти представления до сих пор живы в русской среде крупнейшего мегалополиса Южной Америки - Сан-Паулу.

С каждым последующим поколением существенно стирается память о границах мест исхода. Это создает возможности для заметного расширения географии туристских маршрутов за счет включения в перечень посещаемых объектов общенациональных или региональных центров. Так, представляется ошибочным мнение одного из американских экспертов по проблемам стимулирования российского въездного туризма относительно возможности соединения в рамках одного тура ностальгических интересов потомков выходцев с северо-запада России и молодых балтийских государств.

Весьма распространено и крайне негативное, с выраженным оттенком демонизации, отношение переселенцев и их потомков к странам исхода. В этой ситуации отмечается предвзятое отношение к собственным культурным «корням». Более того, во многих случаях публичная демонстрация интереса к культуре стран происхождения может стать причиной явной или завуалированной дискриминации. По крайней мере, многочисленные факты притеснений этнических мусульман в Европе и Северной Америке признаны правозащитными организациями соответствующих стран.

В последние годы во внешней политике России четко проявился акцент на формирование тесных всесторонних связей с многочисленными соотечественниками, расселенными в различных регионах земного шара. В нынешних условиях ностальгический туризм призван сыграть немаловажную роль в поддержании и активизации разнообразных контактов с зарубежными странами. Необходимость сохранения чувства принадлежности к единому геоинформационному и экономическому пространству, сопричастности общей исторической судьбе, особой северо-евразийской цивилизации. Вряд ли без учета огромной значимости человеческого измерения удастся решить эту задачу.

Понятие соотечественники наполнено глубоким эмоциональным смыслом. Слово «соотечественник» отражает аффективные связи огромного числа жителей бывшего Советского Союза. В том, что ностальгия по советской эпохе среди лиц среднего и старшего возраста имеет в России и других постсоветских государствах широкое

распространение, убеждают данные многочисленных общественных опросов, проведенных за последние годы.

Термин «соотечественники» применительно к столь широкому кругу лиц носит в определенной степени условный характер. За истекшие с момента распада СССР два десятка лет в новых независимых государствах произошли значительные, а в ряде случаев - коренные изменения, коснувшиеся не только экономической или политической сфер жизни общества, но и в социо-культурном измерении. Не в последнюю очередь эти изменения явились результатом активных миграционных процессов, зачастую осуществлявшихся в форме стрессовых переселений (беженства и вынужденных переселений). Сложившиеся в предшествующие десятилетия территориальные общности, особенно в крупных городских центрах оказались «размытыми». На смену типично советской морали в крупных городских ареалах пришла новая культурная среда с иным мировоззрением.

Обращает на себя внимание подчеркнуто национальный, а не этнический характер понятия «соотечественники». Бурный процесс суверенизации на постсоветском пространстве, развернувшийся на рубеже 80—90-х годов ХХ века, способствовал укреплению и культивированию в этнически русской среде идеологемы о тождестве понятий «российская» и «русская государственность». Широкая пропаганда идеи единения всех соотечественников, независимо от их этнической принадлежности или происхождения, позволит в будущем несколько ослабить остроту межэтнических противоречий, захлестнувших в последние годы Россию.

Нет смысла сводить ностальгический туризм в Россию исключительно к путешествиям т.н. соотечественников, поскольку потенциальный турист с ностальгическими целями зачастую не ассоциирует себя с Россией как с национальной территорией либо как с основным ареалом русского языка. В ряде случаев выраженное стремление к посещению с указанной целью территории России демонстрируют люди с негативным или враждебным отношением к российской государственности. В качестве примеров приведем массовый ностальгический туризм, предпринимаемый до сих пор бывшими репатриантами-финнами с Карельского перешейка и Карелии и японскими репатриантами с Южного Сахалина и Курил.

Литература

1. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. М.: Финансы и статистика, 2003.

2. Юркина Н.А. Введение в специальность «социально-культурный туризм». М.: ГИНФО, 2002.

5. www.chemodans.ru

6. www.tourvest.ru

7. www.charter97.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.