Научная статья на тему 'Современные концепции налогообложения земли'

Современные концепции налогообложения земли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Н. Гридюшко

В статье рассматриваются проблемы налогообложения земли. Раскрывается особая роль земельного налога в системе рационализации землепользования. Анализируется опытразличных стран в области платежей за землю. Предлагается для условий Республики Беларусь трансформация системы налогообложения недвижимости, включая землю, базирующаяся на введении единого налога на недвижимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CONCEPTS OF THE LAND TAXATION

The problems of the land taxation are considered in the article. Special role of the land tax in the system of rationalization of land use are revealed. The experience of different countries about land taxes are analysed. The author offers the transformation of the system of taxation of immovables, including the land, based on the imposition of the single tax on the immovables for the conditions of the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Современные концепции налогообложения земли»

УДК 336.226.212.2

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЛИ

А.Н. ГРИДЮШКО, кандидат экономических наук, доцент УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

MODERN CONCEPTS OF THE LAND TAXATION

A.N. GRIDYUSHKO, Candidate of Economics, associate professor The Education Establishment «Belarusian State Agricultural Academy»

В статье рассматриваются проблемы налогообложения земли. Раскрывается особая роль земельного налога в системе рационализации землепользования. Анализируется опыт различных стран в области платежей за землю. Предлагается для условий Республики Беларусь трансформация системы налогообложения недвижимости, включая землю, базирующаяся на введении единого налога на недвижимость.

The problems of the land taxation are considered in the article. Special role of the land tax in the system of rationalization of land use are revealed. The experience of different countries about land taxes are analysed. The author offers the transformation of the system of taxation of immovables, including the land, based on the imposition of the single tax on the immovables for the conditions of the Republic of Belarus.

Введение. Налоги как рыночный инструмент в системе государственного регулирования земельных отношений самым непосредственным образом влияют на характер использования земель. При этом в настоящее время приоритеты фискальной политики расставлены таким образом, что базой налогообложения, в первую очередь, являются результаты хозяйственной деятельности, в частности, объектом налогообложения для большинства сельхозтоваропроизводителей является выручка. Нынешнее положение дел в области налогов не стимулирует пользователей сельскохозяйственных земель к наиболее полному и эффективному их использованию.

В статье использованы материалы исследований ведущих ученых в области аграрной экономики: отечественных - В.Ф. Бондарчука, В.А. Свитина; зарубежных - Н.В. Комова, М.А. Коробейникова, В.В. Милосердова и др.

Цель статьи - предложить направления совершенствования налогообложения основного ресурса сельскохозяйственного производства - земли.

Основная часть. Земельные ресурсы - основа экономического благополучия любой страны. Однако в нашей стране на протяжении долгих

лет этому факту не уделяется должного внимания. Об этом свидетельствует то, что проблема платности землепользования не нашла у нас должного решения.

В Беларуси основной фактор производства в сельском хозяйстве, от которого зависит итог работы, - земля - налогом практически не облагается, а облагается конечный показатель (выручка) вне зависимости от того, какой потенциальной продуктивностью обладают используемые земли.

Доля средств, поступающих от налога на землю, в общей сумме налоговых поступлений занимает сегодня незначительное место, а налоги на доходы, капитал, продукцию никак не стимулируют производство. К тому же сбор налогов обходится государству весьма дорого и дает возможность уклоняться от них. Земля является устойчивым объектом налогообложения. Она не сдерживает производства, не создает условий для уклонений.

Земельный налог существует наряду со многими другими налоговыми платежами и отчислениями, его удельный вес пока незначителен, он теряется в общей массе налогов, что исключает возможность его активного воздействия на сохранность и рациональное использование земельных ресурсов.

Это привело к бесхозяйственности в использовании земельных ресурсов, снижению почвенного плодородия и в конечном итоге к низкой эффективности сельскохозяйственного производства. Игнорирование рентного фактора в использовании городских земель привело к размещению в центральных их частях крупных экологически вредных предприятий, необоснованному разрастанию территорий с последующим ростом транспортных затрат и расходов на содержание инфраструктуры.

Широкое применение системы земельного налога в зарубежных странах связано с тем, что земля является наилучшим объектом местного налогообложения по следующим причинам:

- земля - главное средство производства в сельском хозяйстве;

- используемую землю невозможно скрыть, в отличие от доходов.

Следует отметить, что во многих странах подходы к определению

земли как объекта налогообложения принципиально отличаются от отечественного, поскольку у нас земля является самостоятельным и самодостаточным объектом. За рубежом иная практика, где земля рассматривается как составная часть недвижимости, то есть земли в совокупности с находящимися на них зданиями и сооружениями. Этот подход представляется нам более обоснованным, так как земля является пространственным базисом любого предприятия.

Налоги на отдельные виды недвижимого имущества (включая землю) очень разнообразны. Практически во всех странах мира принцип платности землевладения и землепользования носит всеобщий характер. Во всех зарубежных странах земельный налог взимается с помощью кадастровых оценок, основой которых является земельный кадастр, включающий перечень всех землепользователей, а также список типичных объектов, классифицированных по внешним признакам с установлением средней доходности объекта обложения.

Анализ зарубежной практики позволяет сделать следующие выводы о современных концепциях налогообложения земли (недвижимости):

1. Налоги на землю (недвижимость) имеют многообразные формы, которые можно классифицировать на два типа: прямые и косвенные налоги. Прямыми налогами облагается непосредственно недвижимость. Косвенными - субъекты, получающие прибыль от недвижимости. Примеры прямых налогов: налог на землю (недвижимость), налог на добавленную стоимость земли, налог на возмездную передачу прав на недвижимость. Примеры косвенных налогов: налог на наследование и дарение, налог на часть прибыли инвестора, полученной от возрастания стоимости недвижимости, налог на доходы от использования недвижимости.

Налоги можно классифицировать на два типа и по времени их возникновения. Первый тип - систематические налоги, которые собираются на заранее определенном интервале времени. Второй тип - спорадические налоги. Эти налоги возникают только в связи с передачей вещных прав на земельный участок [8, с. 91].

2. Применяется три подхода к исчислению базы налогообложения: по площади, по площади с применением коэффициента, оценка.

Налог на площадь используется незначительной, все уменьшающейся группой стран, поскольку большая часть из них стала использовать рыночные формы ценообразования.

Налог на площадь с применением коэффициентов - форма усовершенствованного налога на площадь. Коэффициенты, как правило, применяются для корректировки стоимости строений и учитывают наличие транспорта, местоположение, другие факторы, которые влияют на ценность земельных участков. Такой подход характерен для стран с нерыночной экономикой. Расчеты, которые базируются на коэффициентах, не могут адекватно определять относительную стоимость, привлекательность или доходность земель. В результате создается несправедливое налогообложение, неэффективное землепользование, уменьшаются рентные доходы государства.

Налог на стоимость применяется в подавляющем большинстве стран Европы. Для определения стоимости земли с целью налогообложения делается кадастровая оценка. Рентные платежи исчисляются как часть стоимости земельного участка. Оценка делается для большинства видов недвижимости, включая незастроенные и застроенные земельные участки, жилые здания, коммерческие и промышленные сооружения, земли сельскохозяйственного назначения. Для оценки в основном используются три хорошо известных метода: затратный, сравнения продаж, доходный [8, с. 92].

К массовой оценке применяются два подхода. Первый подход - оценка «стоимости аренды» (так называемой «ЛЯУ- стоимости»). Стоимость аренды равна чистому годовому арендному доходу, который можно было бы получить за аренду одного квадратного метра земельного участка или здания. Второй подход - оценка рыночной стоимости одного квадратного метра земельного участка, здания или сооружения. При этом рассматривается текущее использование, а не наиболее эффективное, как это принято в индивидуальной оценке. ЛЯУ- стоимость и рыночная стоимость для одинаковых видов недвижимости - две стороны одной и той же медали. Рыночная стоимость есть не что иное, как капитализированный чистый арендный доход [8, с. 92].

В Испании со стоимостью недвижимости связана целая система налогов: налог на недвижимость, на наследство и дарение, на переход права на недвижимость, на добавленную стоимость городских земель, на богатство; подоходный налог.

Объект налога на недвижимость - кадастровая стоимость.Она считается тем более точной, чем она лучше аппроксимирует рыночную стоимость. Рыночная стоимость - теоретическая величина. Она вычисляется путем усреднения совокупности выборок рыночных цен. Закон определяет кадастровую стоимость как «стоимость, административным путем назначенную недвижимости в целях налогообложения». Кадастровая стоимость застроенного земельного участка равна сумме стоимости земельного участка и зданий, которые на нем расположены. Кадастровая стоимость равна 50 % рыночной стоимости.

В целях привлечения внешних инвестиций для иностранцев введены существенные налоговые льготы. В частности, от налога на недвижимость освобождены иностранные юридические лица, которые кроме недвижимости имеют в Испании экономические интересы [8, с. 93].

Налогообложение в Швеции основано на кадастровой стоимости, которая также называется «фискальной». Закон определяет кадастровую стоимость как 75 % рыночной стоимости недвижимости. Такое

соотношение установлено парламентом исходя из соображений лучшей собираемости налогов. В целях массовой оценки и налогообложения недвижимость классифицируется на пять типов: сельскохозяйственная, жилая (здания усадебного типа на одну или две семьи), жилая (многоквартирные здания), коммерческая, промышленная. Для различных типов недвижимости используются различные модели оценки. На кадастровой стоимости основаны и иные налоги: налог на наследство и дарение, налог на совокупное имущество [8, с. 95].

Латвия может служить примером недавней реформы налогообложения недвижимости, которая соответствует современным представлениям об определении рентных платежей. Предметом налогообложения признается только недвижимость: земельные участки, здания и сооружения. Ставка налога установлена равной 1 % кадастровой стоимости недвижимости. Кабинет министров для различных видов недвижимости в зависимости от ее целевого назначения может устанавливать понижающие коэффициенты от 0,6 до 1,0. Кадастровая стоимость основывается на рыночной стоимости недвижимости. Рыночная стоимость определена как средняя цена для данного вида недвижимости на рынке недвижимости.

Муниципалитеты могут устанавливать льготы для различных категорий налогоплательщиков и уменьшать ставки налога до 0,15 % кадастровой стоимости. Часть (10-15 %) собранного налога должна направляться на улучшение земель общего пользования и тем самым увеличить стоимость земли. Часть собранного муниципалитетом налога (2 %) должна переводиться в бюджет центрального правительства. Эти деньги предназначены для финансирования кадастровой оценки [8, с. 96].

Во Франции земельный налог исчисляется на основе стоимости земельного участка, устанавливаемой из расчета приносимого дохода. Оценка сельскохозяйственных земель производится в два этапа. На первом производится классификация и группировка земель по видам возделываемых культур. Второй этап заключается в оценке земельных участков в бюджетном выражении. В этой стране налоги на недвижимость представлены тремя видами: на застроенные участки, на незастроенные участки и на жилье. Налоги на недвижимость являются наиболее массовыми прямыми во французской налоговой системе (то есть затрагивающими наибольшее число налогоплательщиков). В структуре местного налогообложения налог на жилище, например, занимает 18,7 %, а налоги на застроенные и незастроенные участки - 21 % [4].

В Германии Закон о земельном налоге устанавливает существование двух налогов на землю: земельного налога А (на сельскохозяйственные и лесные земли) и земельного налога В (на все прочие земли).

Основой для начисления земельного налога служит стоимость земельного участка (с учетом строений и специального оборудования). Земельный налог полностью поступает в бюджет общины и после промыслового налога является вторым по значимости для местных органов власти. В среднем его доля в бюджетах общин составляет от 10 до 20 % [4].

Налог на землю в Канаде устанавливается и взимается провинциальными или муниципальными властями. Среди всех поступлений в бюджет муниципалитетов на долю налогов на землю и недвижимость приходится 46 %. Налог взимается в размере от 0,5 до 1 % стоимости недвижимости, включая землю. Земля оценивается с учетом ее пригодности для сельскохозяйственного использования, рельефа, плодородия и инфраструктуры. Во всех провинциях страны фермеры освобождаются от налогов на инвестиции по улучшению земель.

В Италии налог на земли устанавливается в зависимости от кадастровой оценки земли. При этом данные оценки умножаются на поправочный коэффициент, который каждый год публикуется в прессе [4].

Земельный налог связан с ценой земли через их общую основу -ренту, на его ставки могут влиять и условия, не имеющие прямого отношения к цене земли. В США, например, ставки налогов на недвижимость, в том числе землю, различаются по штатам и округам и зависят, в частности, от потребности в финансовых средствах (на образование, здравоохранение, строительство дорог и т. п.), традиций, других местных условий [2, с. 170].

В США налоги на землю идут в местные бюджеты и используются властями на строительство дорог, школ, для других социальных нужд данной местности. Цена земли в том или ином штате зависит от его потребностей в средствах на социальные нужды [2, с. 267].

Таким образом, земельный налог является одним из основных источников пополнения местных бюджетов. Так, в США, Канаде, Франции его доля составляет свыше 40 %, Австралии - свыше 90 % [4].

Есть страны, которые применяют только один налог - налог на землю (Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Аргентина, Ирландия) [8, с. 90].

Таким образом, основой взимания земельного налога за рубежом является кадастровая или рыночная стоимость участка, в основе которой лежит капитализированная земельная рента, то есть приносимый земельным участком доход. Как правило, налог составляет 1-3 % от стоимости участка. Данная стоимость устанавливается по результатам массовой кадастровой оценки земель. Оценка проводится специальными или государственными органами с периодичностью 3-10 лет [4].

Учитывая вышеизложенное, своевременной и целесообразной представляется разработка в Беларуси единого налога на недвижимость. Должен быть осуществлен планомерный переход от земельного налога и налога на недвижимость (имущество) к единому налогу на недвижимость с определением в качестве его налоговой базы суммы кадастровой стоимости земельных участков и стоимости недвижимого имущества организаций, за которыми они закреплены.

Будучи основным для всех землепользователей и единственным для сельскохозяйственных товаропроизводителей (взамен единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, уплачиваемого с выручки), такой налог играл бы существенную роль в рациональном использовании земельных ресурсов.

Величина единого налога должна зависеть не от реальных доходов хозяйств, а от потенциальных, которые может дать крестьянину земля и недвижимость, построенная на ней. При расчете ставок в основу кладется кадастровая стоимость земли, которая зависит от природных свойств почвы, местоположения и прочих влияющих на урожай факторов, а также стоимость зданий и сооружений.

Законодательное введение единого налога позволяет кроме объективного отображения экономической ситуации в землепользовании упростить всем землепользователям, и в первую очередь небольшим фермерским хозяйствам, ведение бухгалтерского учета. Единый налог как инструмент экономического механизма позволяет сохранять и беречь плодородные земли, нацеливает владельцев на эффективное использование - за всю землю надо платить, и если не обрабатывать ее самому, приходится либо сдавать в аренду, либо возвращать землю в фонд местных органов власти (запасной районный фонд) [7, 41].

Многие сельхозтоваропроизводители, которые не в состоянии эффективно обрабатывать всю свою землю, не хотят от нее отказываться из-за низких ставок налога на землю. При таком положении, когда, по сути дела, практически отсутствует вывод земли из хозяйственного оборота, другие товаропроизводители, желающие работать на земле, не могут ее получить для расширения своих земельных наделов [1].

В основе всех земельных платежей должна лежать земельная рента - часть прибавочной стоимости, которую пользователь земли уплачивает земельному собственнику. Механизм ренты является наиболее действенным для решения многих проблем, с которыми сталкивается государство. С ее помощью определяют нормативную цену и стоимость каждого участка, в зависимости от них - ставки земельного налога [5, с. 460].

Чтобы сельхозпроизводитель был заинтересован в сохранении и улучшении своих земель, необходимо дифференциальную ренту II оставить ему. В свою очередь, общество реализует свое неотъемлемое право на землю путем присвоения дифференциальной ренты I. Земля в исходном состоянии принадлежит народу. А все улучшения на земле принадлежат работающим на ней производителям [6].

Система использования земельной ренты в качестве источника государственного дохода вместо налогообложения труда и капитала справедлива и естественна. Она решает многие проблемы: повышает инвестиционную активность, улучшает и упрощает сбор налогов, поощряет личную инициативу, предупреждает «уход» инвестиций из страны, спекуляцию землей и ее изъятие из продуктивного оборота, не допускает владения землей, ведущего к росту социального неравенства [5, с. 460-461].

Введение единого налога на недвижимость обеспечит следующие позитивные изменения:

- поступление значительных сумм в бюджет для финансирования землеохранных мероприятий;

- стимулирование рационального использования земель, сохранение и повышение их плодородия;

- выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества и местоположения.

Землепользователи, которые не в состоянии платить такой налог, вынуждены будут уступить лишнюю землю другим, что ускорит оборот земли.

Заключение. Наиболее простая и понятная налоговая система, не требующая большого аппарата, основана на едином налоге на недвижимость как наиболее устойчивом источнике государственных доходов. Целесообразно тяжесть налогового пресса переносить с налогообложения труда, продукции на недвижимость, основу которой составляет земля. Таким образом, достигается социально-экономическая справедливость, поскольку обложение налогом результатов хозяйствования (в частности, выручки) дестимулирует рост эффективности, а в случае внедрения в экономическую практику предлагаемого нами единого налога на недвижимость объектом налогообложения будет рента, поступление которой в бюджет является экономически и социально справедливым, учитывая право каждого гражданина на пользование землей как даром природы.

Основными целями единого налога на недвижимость являются обеспечение экономическими методами наиболее эффективного и

рационального использования земли, стимулирование производства и выравнивание условий хозяйствования для предприятий, работающих на различных по плодородию и местоположению землях.

Список литературы

1. Бондарчук, В. Развитие земельных отношений как основы успешного проведения аграрной реформы / В. Бондарчук, Ю. Цеханович // Агроэкономи-ка. - 2003. - №№ 6. - С. 15-17.

2. Комов, Н.В. Управление земельными ресурсами России: Российская модель землепользования и землевладения / Н.В. Комов. - М.: РУССЛИТ, 1995. -302 с.

3. Коробейников, М.А. Земельные отношения в России: мифы и реальность / М.А. Коробейников. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. - 240 с.

4. Короткин, С. Система земельного налогообложения в Республике Беларусь и зарубежных странах / С. Короткин // Агроэкономика. - 2003. - № 7. -С. 12-13.

5. Милосердов, В.В. Аграрная политика России - ХХ век / В.В. Милосер-дов, К.В. Милосердов. - М.: ВО Минсельхоза России, 2002. - 544 с.

6. Мозоль, А. Платность землепользования и налоги / А. Мозоль // Агроэкономика. - 2004. - №№ 3. - С. 7-8.

7. Свитин, В. А. Теоретические основы формирования эффективной системы управления земельными ресурсами: монография / В.А. Свитин. - Горки: БГСХА, 2009. - 340 с.

8. Шавров, С. А. Вовлечение прав на землю в гражданский оборот: практ. пособие / С. А. Шавров, А.Н. Шуманский. - Минск: Тонпик, 2003. - 134 с.

Информация об авторе

Гридюшко Александр Николаевич - кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры организации производства в АПК УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (029) 372-56-63. E-mail: angridyushko@yandex.ru.

Материал поступил в редакцию 28.11.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.