Научная статья на тему 'Языковая политика Российской Федерации в контексте конструирования национальной идентичности'

Языковая политика Российской Федерации в контексте конструирования национальной идентичности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
599
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Казарян Артур Назарович

В настоящей статье язык рассматривается как один из ключевых компонентов национальной идентичности. Делается вывод о важности национального языка в процессе формирования нации и национального государства. Обращается внимание на важность мероприятий по сохранению позиций, распространению русского языка в Российской Федерации как основы межнациональной интеграции населения страны, формирования общероссийской идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Языковая политика Российской Федерации в контексте конструирования национальной идентичности»

УДК 372

Казарян Артур Назарович

Аспирант кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации

Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Artur kazaryan88@mail.ru

Kazaryan Arthur Nazarovich

Graduate student of chair of Linguistics

and Cross-cultural Communication

Rostov state economic university (RINH)

Artur_kazaryan88 @mail. ru

ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В КОНТЕКСТЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ

ИДЕНТИЧНОСТИ

LANGUAGE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

IN THE CONTEXT OF THE CONSTRUCTION OF NATIONAL

IDENTITY

Аннотация. В настоящей статье язык рассматривается как один из ключевых компонентов национальной идентичности. Делается вывод о важности национального языка в процессе формирования нации и национального государства. Обращается внимание на важность мероприятий по сохранению позиций, распространению русского языка в Российской Федерации как основы межнациональной интеграции населения страны, формирования общероссийской идентичности.

Ключевые слова: Россия, языковая политика, национальная идентичность, глобализация, миграция.

Annotation. In this paper, the language is seen as a key component of national identity. It is concluded that the importance of the national language in the formation of the nation and the nation state. Draws attention to the importance of measures to preserve the positions of the Russian language in the Russian Federation as the basis of integration of ethnic population, the formation of Russian national identity.

Keywords. Russian, the language policy, national identity, globalization, migration.

В условиях глобализации экономики и культуры, сопровождающейся массовой миграцией, урбанизацией и полиэтнизацией населения, особое значение приобретают проблемы, связанные с формированием национальной идентичности в современную эпоху. Глобализация стала тяжелым испытанием для национальных культур и национальных языков в том числе, поскольку экономическая и социокультурная интеграция, присущая современности, детерминирует риск исчезновения или маргинализации

значительного количества национальных языков, не находящих места в современном мире вследствие своей невостребованности. Конечно, русскому языку как языку богатой и развитой культуры, многомиллионной нации, исчезновение не угрожает, но в контексте глобализационных процессов Россия сталкивается с целым рядом вызовов, одним из которых становится потребность в «языковом» обеспечении той модели национальной идентичности, которая утверждается в российском государстве.

Для Российской Федерации как многонационального государства, являющегося, к тому же, центром притяжения миграционных потоков из других близлежащих государств, вопросы национальной идентичности важны вдвойне, тем более, что вслед за распадом Советского Союза произошло и крушение надгосударственной советской идентификационной модели, место которой фактически осталось вакантным. В результате, возникший вакуум идентичности сегодня заполняется ренессансом этнических идентичностей проживающих на территории Российской Федерации народов. Во многих республиках возрождение этничности принимает формы национализма, сепаратизма, приобретает экстремистскую направленность, что не может не представлять угрозу территориальной целостности и политической стабильности российского государства.

Одним из фундаментальных оснований национальной идентичности является язык. Как отмечает А.В. Филатов, язык - это «орудие и материал мышления, главное средство самовыражения, идентификации и развития личности ... Весь интеллектуальный и духовный арсенал человека сформирован, закреплен и представлен на родном языке» [1,6]. Воспитываясь в рамках социокультурной среды с определенным языком, индивид, становясь носителем этого языка, как правило, выстраивает и свою национальную идентичность на языковой основе. По мнению О.В. Озаевой, «язык - обязательное условие возникновения этнической общности, символ и защита группового единства, сохранения этнокультурной самобытности» [2,4].

Именно языковая общность, во многом, формирует национальную, поскольку благодаря языку осуществляется коммуникация между индивидами и группами индивидов. На низовом уровне язык играет ключевую роль в формировании этнической идентичности, поскольку этнос представляет собой, в первую очередь, языковую традиционно-культурную общность. В модели национальной идентичности, объединяющей различные этносы, входящие в состав единой нации, язык оказывается наиболее важным компонентом, поскольку различные этнические группы могут обладать собственными традициями, конфессиональной принадлежностью, тогда как общность политической истории и языка межнационального общения превращает их в единую нацию.

В периоды социальной нестабильности, вызванной масштабной трансформацией общества, вероятно развитие кризиса национальной идентичности на фоне роста и укрепления этнического самосознания. Неизбежным следствием этого процесса является обострение межэтнических

противоречий. Данный тезис наглядно подтвердился в ходе распада СССР. Разрушение столь обширного по территории федеративного государства со сложной этнической структурой повлекло за собой не только обострение старых, в том числе давно угасших этнических проблем и противоречий, но и привело к новым вспышкам.

Миллионы россиян оказались лишенными национальной общесоветской идентичности, которая была утрачена в ходе разрушения СССР и последующего раннего этапа развития молодого государства, а нового вектора этнополитического развития задано не было. Результатом всех пертурбаций и социальных потрясений стало укрепление этнических идентичностей в отдельных регионах, что, в свою очередь, вылилось в целую череду конфликтов и противостояний на этнической почве. Этот процесс, крайне негативно отразившийся на внутриполитической обстановке РФ, делает весьма затруднительным формирование единой общенациональной идентичности нового образца.

Значение языка для возникновения и развития устойчивого гражданского самосознания неоднозначно. Безусловно, общность языка является одним из важнейших признаков государственности, поскольку без существования государственного языка невозможно сформировать у населения чувство принадлежности к единому обществу, коллективу, состоящему из граждан данного государства. Иными словами, язык - это основообразующий компонент любой государственности.

Роль языка в становление и развитии национального самосознания -одна из важнейших проблем, изучаемых в последнее время. Как уже упоминалось, многие выдающиеся исследователи в общественно-политической научной сфере сошлись во мнении, что существование национальных языков неизбежно ведет к развитию национализма и формировании на его почве соответствующих идеологических установок. Некоторые другие ученые убеждены в искусственном происхождении национальных языков, которые, по мнению этих исследователей, возникли как продукт сложного идеологического процесса, направленного на внедрение в сознание народных масс националистических убеждений [3,22].

Формирование общенациональной идентичности без существования единого национального языка, имеющего доминирующее значение, не представляется возможным. Широко распространенный миф об изначальной природе национальных языков, основанный на представлении об естественном возникновении государств на национальной основе, является глубоко ошибочным. Так, в восточных областях Украины, Ростовской области и Краснодарском крае Российской Федерации проживают миллионы людей, являющихся представителями фактически единой национальной общности, даже если они соотносят себя с русскими, украинцами, донскими или кубанскими казаками.

По мнению Б.Андерсона, «нация представляет собой воображаемое сообщество, независимо от фактического неравенства и эксплуатации, которые в каждой нации могут существовать, нация всегда понимается как

глубокое, горизонтальное товарищество» [4,65]. Основой формирования национальной идентичности, как утверждает Б. Андерсон, являются национальные языки, появление которых в Западной Европе он относит к XVI в [4,65]. Действительно, формирование национальных языков непосредственно предшествовало появлению национального государства как основной модели политической территориальной организации в Европе и распространению национализма как политической идеологии в европейских государствах.

С другой стороны, Э. Хобсбаум отстаивает позицию, согласно которой национальный язык сам по себе является политическим конструктом [5,86]. Во многом, она не лишена оснований, тем более, что в советский период отечественной истории формирование многих национальных языков советских республик и автономных республик явилось результатом целенаправленной государственной политики. В конечном итоге, именно благодаря формированию единых языков в советский период появились практически все тюркские нации советской Центральной Азии, азербайджанская нация (для которой именно азербайджанский язык стал основой идентичности). Процесс создания и популяризации национальных языков, письменности и литературы на национальных языках в советский период отечественной истории, носил искусственный характер и стимулировался советским государством, преследовавшим определенные политические цели.

Советская идентичность, формирование которой усиленными темпами шло с 1930-х гг., во многом основывалась не только на официальной коммунистической идеологии, но и на русском языке, который именно в Советском Союзе приобрел статус языка межнационального общения на всем пространстве советского государства и даже за его пределами (так, в русскоязычный ареал можно включить Монголию с письменностью на основе кириллицы и широким распространением русского языка в социальной практике). Русский язык понимало подавляющее большинство населения советских республик, за исключением жителей отдаленных сельских районов, что способствовало созданию у представителей совершенно разных культур и национальностей ощущения принадлежности к единой советской общности. Именно на русском языке формировалась и единая советская культура - на нем выпускалось большинство продукции кинематографа, литературы.

Национальная идентичность поддерживалась единой системой образования на русском языке, с русским языком граждане СССР, вне зависимости от национальности, сталкивались на военной службе, на производстве, в научной деятельности. Так, И.И. Бойко, характеризуя ситуацию в Чувашской АССР, отмечает, что «владение русским языком отвечало объективным потребностям населения республики, давало больше возможностей выпускникам школ для поступления в высшие и средние специальные учебные заведения, особенно за пределами республики, облегчало расширявшиеся этнические контакты»[6,500]. Аналогичная

ситуация складывалась и во всех без исключения остальных союзных и автономных республиках, автономных округах и областях.

Распад Советского Союза привел к тому, что на постсоветском пространстве и, отчасти, в национальных республиках Российской Федерации, начался процесс дерусификации. Естественно, что в Российской Федерации подобная ситуация не способствует формированию российской национальной идентичности. Между тем, потребность в данной модели идентичности особенно актуализируется в контексте продолжающегося роста миграционных потоков в Россию из стран ближнего зарубежья, в особенности из Центральной Азии и Закавказья, жители которых оседают на российской территории, и их дети, зачастую не владея в должной мере родными национальными языками, испытывают очевидную потребность в самоидентификации.

С другой стороны, в Российской Федерации проживает значительное количество граждан, временных трудовых мигрантов, вынужденных переселенцев, которые практически не владеют русским языком и, соответственно, испытывают целый ряд проблем с трудоустройством, получением образования, наконец - с самоидентификацией. В частности, во многих школах Ростовской области, Краснодарского края дети турок-месхетинцев фактически не могут получать полноценное образование по причине отсутствия базовых знаний русского языка [7]. Кризис идентичности может обернуться для них социальной депривацией и маргинализацией, что таит в себе ощутимую угрозу существующему социальному порядку, межнациональным отношениям в стране.

В условиях деконструкции созданной в советский период и относительно гармонично функционировавшей системы межнациональных отношений языковая политика государства приобретает особенно важную роль, прежде всего в контексте стабилизации политической ситуации в российском государстве, предотвращения конфликтов и противоречий на межнациональной почве, центробежных и сепаратистских тенденций в политической практике многочисленных национальных регионов Российской Федерации.

Л.Н. Евсеева видит в языке не только средство коммуникации, но и инструмент преобразования социального пространства [8,6]. Именно этим фактом объясняется политизация дискуссий о применении русского и национальных языков в социальной практике постсоветских государств. В частности, оппонирующие России национальные политические элиты усматривают в сохранении доминирующих позиций русского языка потенциальную угрозу национальному суверенитету своих республик.

Проблемы взаимодействия различных языков с русским языком, билингвизм значительной части населения постсоветских республик приобретают политическое значение и могут использоваться различными политическими силами в собственных интересах. Так, в Казахстане, странах Прибалтики наличие значительного и компактно проживающего русскоязычного населения является предметом постоянных политических

преткновений, на почве которых распространяются националистические настроения среди русскоязычного населения данных стран, растет негативное восприятие данных государств националистически настроенной частью российских граждан.

В своем противостоянии русскому языку националистически настроенные элиты и интеллигенция постсоветских республик готовы пойти даже на фактическое замещение русского языка другими иностранными языками. Иностранные государства, понимая политическую выгоду, которая извлекается из данной ситуации, всячески стремятся стимулировать распространение своих языков как на постсоветском пространстве, так и в национальных республиках Российской Федерации. Последнее представляет собой особую опасность для российской государственности, поскольку распространение иностранных языков среди части этнических групп, проживающих на территории России, способствует утверждению среди них ориентации на иностранные государства, разрушает и без того слабые основы общероссийской национальной идентичности.

Очевидно, что русский язык, несмотря на то, что в настоящее время является государственным и повсеместно распространенным на территории Российской Федерации, нуждается в государственной поддержке, выражающейся в организации и финансировании программ по развитию русского языка, его популяризации в стране и мире, повышению качества образования на русском языке и владения русским языком граждан Российской Федерации [9].

Стимулирование распространения русского языка должно осуществляться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, что требует соответствующего внимания со стороны органов исполнительной и законодательной власти, общественных организаций. Концепция государственной языковой политики Российской Федерации должна выстраиваться именно с учетом потребностей в обеспечении эффективности процесса обретения многомиллионным населением страны общенациональной идентичности, что требует и соответствующих мероприятий в направлении оптимизации политики государства в языковой сфере.

Конструирование национальной идентичности российской нации должно опираться на утверждение русского языка в диаспорах мигрантов, прибывающих на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. В частности, следует уделять особое внимание созданию условий для изучения русского языка мигрантами и их детьми, одновременно осуществляя строгий контроль над распространением на территории Российской Федерации иностранных языков, осуществляемом иностранными и отечественными общественными организациями не в образовательных, а в политических целях.

Задачей государственной языковой политики в направлении активизации роли русского языка в процессе конструирования общероссийской национальной идентичности должно стать создание

максимально благоприятных условий для распространения, изучения и развития русского языка на территории всех субъектов Российской Федерации, при этом особое внимание следует уделить национальным территориальным образованиям, в которых сложилась сложная этнолингвистическая ситуация.

Литература

1. Филатов А.В. Еще раз о родном языке // Русский язык, литература, культура в школе и вузе. 2011. №1.

2. Озаева О.В. Этнонациональное измерение языковой правовой политики. Автореферат дис. ... канд.юр.наук. Ростов-на-Дону, 2008.

3. Джозеф Дж. Язык и национальная идентичность // Логос. 2005, № 04 (49).

4. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.

5. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб., 1998.

6. Бойко И. И. Чувашский язык и этническая идентичность — проблемы этнокультурного и политического выбора // Антропология социальных перемен: сборник статей : к 70-летию Валерия Александровича Тишкова/Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии ; [отв. ред.: Э.-Б. Гучинова, Г. Комарова]. М., 2011.

7. Бондаренко М. На Дону говорят по-турецки // http://www. ng. ru/regions/2002-09-16/12_don. html

8. Евсеева Л.Н. Роль языка в формировании национальной идентичности. Автореферат дис. ... канд.филос.наук. Архангельск, 2009.

9. Кадохов В.Т. Гражданская идентичность и языковая политика в России // http://www.gosrf.ru/regions/10/1/

Literature

1. Filatov A. V. Again about mother tongue. // Russian language, literature, culture in school and University. 2011. №1

2. Ozaeva O. V. Etnonational measure of language law policy. 2008

3. Josef J. Language and national identity.// Logos, 2005, № 04 (49).

4 Anderson B. Imaginable communities. Thoughts about origins and

proliferation of nationalism. M., 2001.

5. Hobsbaum E. Nations and nationalism after 1780. Spb., 1998

6. Boiko I.I. Ethnical Identity and Chuvash Language - problems of ethno cultural and political choice// Anthropology of social changes: collection of articles, Institute of Ethnology and Anthropology. М., 2011

7.Bondarenko M. On Don they speak Turkish. http://www. ng. ru/regions/2002-09-16/12_don. html

8. Evseeva L.N. Role of language in formation of Russian Identity. 2009

9.Kadohov V.T. Citizen's Identity and language policy in Russia. // http://www.gosrf.ru/regions/10/1/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.